Мнение: старое аниме vs новое аниме
читать дальше
В российском фэндоме уже как лет десять наблюдается вечный спор по поводу того, что аниме до 2003 года зачастую лучше тех работ, которые вышли за последние 15 лет. Сторонники старого аниме убеждают, дескать раньше трава была зеленее, сюжеты лучше, а сейчас — один сплошный ширпотреб, повседневность и эччитяна. Вторые могут с пеной у рта говорить про качество "рисовки", критиковать сюжеты старых работ за чрезмерную наивность и вообще — старые тайтлы в основном жуткий и несмотрительный вырвиглаз. Этим постом я хотел разобрать некоторые известные высказывания обеих сторон, доказать неправоту и поверхностность мнений. Все высказывания взяты с различных сообществ интернета.
Высказывание №1: "Сейчас делают одни проходняки, а вот раньше годноту выпускали тоннами"
На деле — частично миф
Раньше выходило ширпотреба куда больше, чем сейчас, особенно в 80-е и первую половину 90-х. Здесь много факторов: серьезный экономический скачок в конце 70-х поставил производство аниме на конвейер, появились OVA, начались смелые эксперименты. Присутствовала относительная простота по открытию собственных студий, ибо энтузиастов и фанатов хватало, а интересные проекты нередко финансировались министерством культуры Японии. В 80-е создано множество ныне несуществующих студий, появилось огромнейшие количество закрытых сейчас печатных изданий. На видео создавали всё, что душа пожелает, будь это хардкорный хентай или совершенно трешовые боевики. То есть, как таковой ориентации на ЦА считай и не было, был полет фантазии, японские фанаты зачастую не задумывались, насколько отвратительное поделие они смотрят. Взрывы, сиськи и всякие монстры — прорисованы великолепно, это да, очень важные вещи. Замечательные эффекты и прочие побочные вещи иногда были важнее хорошего сюжета и интересных персонажей. Именно поэтому аниме на видео стало так популярно в 80-е, потому и вышло множество разного хлама. Кстати, забавно, если посмотреть послужные списки людей, работающих над какой-нибудь "Гарагой", то большинство из них ушло из аниме-бизнеса еще в 90-е годы. И так повсеместно — открыли студию, налепили десяток работ, закрылись.
Среди тонны проходных вещей находились самородки, целиком созданные энтузиастами. Того, что сейчас действительно не хватает. В наше время студии стараются четко определять ЦА, для которой создают новое аниме, количество откровенного треша и совершенно омерзительных вещей, где просто нет никаких плюсов — свелось на нет. Индустрии не хватает энтузиастов и притока новых идей, поэтому действительно впечатляющие вещи выходят в году редко. 3-4 достойных работы за год, против 6-8 под конец 80-х.
Если конкретно и коротко — ширпотреб был всегда, в 80-90-е хватало смелых и интересных идей, но плохого и проходного аниме было значительно больше, чем в наши дни. В тоже время с начала нулевых пошел сильный отток энтузиастов из индустрии, пошли ремейки и перезапуски. Но не всё так плохо, как кажется, ведь в последние годы наблюдаются интересные подвижки, а сами энтузиасты вышли на краудфандинг арену (Кикстартер) или создают короткометражки (Japan Animator Expo).
Высказывание №2: "Cюжеты и жанры были разнообразнее"
На деле — миф.
Сменяются поколения, меняются ориентиры, жанры развиваются. Раньше угорали по фантастике и мехе, сейчас угорают с айдолов, повседневности, романтики и комедий. Старые жанры никуда не пропадали, каждый год выходит хорошая фантастика или меха, всё очень даже разнообразно, и тут скорее зависит не от индустрии, а от ваших предпочтений. Если вам не нравится повседневность, моэта и комедии, если вы предпочитаете исключительно меху, боевики и жестокое аниме (при этом, чтобы были "как раньше) — это ваши проблемы, просто кто-то и сейчас находит подходящее вещи по своим любимым жанрам, а кто-то продолжает ныть, уперевшись во что-то одно. Бывает у людей включается "синдром утенка", мол, когда-то я смотрел то то, оно меня очень впечатлило, а сейчас такого не делают. Честно говоря, если начинаешь говорить таким людям, что и сейчас делают хорошие вещи в ваших любимых жанрах, то они приправляет свои высказывания совершенно дебильными аргументами вроде: "раньше была душа", "испытывал с него ностальгию, а тут не то", "дизайны не нравятся", "там трусы, значит шлак" итд. Тут я просто развожу руками.
Высказывание №3 и №4:
"Раньше качество анимации было лучше, сейчас всё делают на компе" и "Сейчас качество анимации в разы лучше, чем раньше"
На деле — отчасти миф
Старая анимация побеждают сегодняшнюю из-за отсутствия 3D-моделей и "статики". Где-то с середины 90-х на производстве аниме начали серьезно экономить, с каждым годом все чаще появляются статичные моменты. Типичный пример — лес в новом аниме бывает статичен даже когда дует легкий ветер, в старом аниме могут двигаться веточки и присутствовать прочие анимированные мелочи. Я не хочу сказать, что так везде сейчас, нет, зависит от бюджета и формата.
Счет: 1:0 в пользу старого аниме.
Сегодняшняя анимация укладывает старую только по части детализации и красочных фотореалистичных задников. Тут просто нет смысла сравнивать и что-то еще добавлять.
Использование 3D не всегда вредит, например в фантастике и боевиках — только пошло на пользу. За примерами далеко ходить не надо, сравните сражения в первом Macross и Macross Frontier. Создатели первого Макросса могли только мечтать о подобных технологиях и зрелищных сценах.
Счет 1:2 в пользу нового аниме.
Высказывание №5: "В новом аниме нет ничего оригинального, сплошные сиквелы и ремейки"
На деле — миф
Постойте-ка, но только ли с аниме? Да, в наше время присутствует некоторый кризис по части новых, идей, но это касается игр, фильмов и даже книг. Последнюю пятилетку вполне можно назвать эпохой переосмысления старых идей, эпохой ремейков, перезапусков и бесконечных сиквелов. Однако же, если представить, что сейчас на дворе 1993 год, то мы увидим, что ко всем популярным тайтлам на те годы выходят сиквелы и иногда даже перезапуски. К началу 80-х фанаты захлебывались от бесконечных Ямато, к середине 90-х наплодили разных Макроссов и Гандамов, жанр махо-сёдзе был перенасыщен аж к началу 90-х. Сменяются поколения, а ситуация такая же. Помню, как в японском журнале OUT за 1989 было мнение, где четко говорилось, что сегодняшняя анимация не торт, раньше все было лучше и скоро все скатится.
Да, 70-е и 80-е были яркими десятилетиями, но это не значит, что в 2000-е не выходят хорошие вещи, которые лет через 20 получат статус такой же классики и будут обсуждаться в каких-нибудь пабликах. Нельзя говорить про "нет ничего оригинального", если японская анимация встала на коммерческий и массовый путь лишь с начала 60-х, а как полноценная и признанная в мире форма искусства сформировалась только в 80-е. Посему, все разглагольствования про "раньше кино/аниме/игры были оригинальнее" — необъективны и имеют лишь почву в виде вкусовщины.
Высказывание №6: "В старом аниме больше жесткости, секса, расчлененки"
На деле — правда
Один из немногих недостатков сегодняшней анимации. Хентай цензурят мама не горюй, в обычном аниме могут зацензурить сигарету или замазать отрезанную руку. И совершенно не важно, что работу крутят в пол 1 ночи, таковы уж правила. Нет, расчлененка и порнуха встречается сейчас, просто реже, а для крупных работ нужно ждать Blu-Ray, на них цензуру убирают.
Высказывание №7: "В новом аниме больше СПГС, лучше проработаны сюжетные мелочи"
На деле — отчасти верно
Сюжетные мелочи, тонкости и неожиданные повороты были во многих старых работах, а вот СПГС (в массовом понимании этого термина) в основном касается аниме либо нового, либо не очень старого (после 1996 года). Тут глубокая тема для обсуждения, но если интересно, то поищите в гугле на зарубежных ресурсах, большинство перечисленных работ (с якобы наличием философии и тайного посыла) вышли в нулевые и конце 90-х.
Высказыванием №8: "Вот раньше был дизайн в аниме-фантастике, не то что сейчас!"
На деле — верно.
Если закрыть глаза на кучи лампочек, маленькие мигающие экраны и страшные супер-компьютеры, то 70-е, 80-е и 90-е — были яркими десятилетиями по части представления нашего будущего. Трудно сегодня переплюнуть труды Сида Мида, Рона Кобба и других людей, серьезно повлиявших на наше отдаленное видение будущего. Большинство сегодняшних дизайнеров фантастики не отошли от канонов, заложенных десятилетия назад. Даже появились работы, где будущее очень похоже на сегодняшние время, только с маленькими изменениями.
Высказывание №9: "Новое аниме менее наивно по сюжетам, чем старое" (нашел на Анимефоруме)
На деле — трудно сказать.
В чем подразумевается наивность? Это сегодняшние слайсы и романтика не наивные? Я не понял высказывание. Да, если рассматривать со всем пристрастием к большинству старых работ, то какие-то работы могут не выдерживать критики, особенно когда не делаешь скидку на возраст. Например, романтические отношения в старом аниме развиваются черепашьими темпами на протяжении 20-40 серий, а то и 100 серий, когда в новом аниме умещают всю любовную линию в 12 серий.
Высказывание №10: "Засилье моэты портит фэндом и аниме"
На деле - отчасти верно.
Проблема моэ в сегодняшнем фэндоме спорная. Лично мне нравится смотреть на милых няшных девочек, занимающихся милыми вещами. Я разбавляю моэтой большое количество серьезных работ и трэша, а по другому никак. Нельзя же всегда смотреть одну меху или фантастику, правда? Однако, я знаю лично нескольких людей, в упор игнорирующих хорошие и качественные работы, зато от новых слайсиков с няшками они в восторге. Можно ли это назвать деградацией? Судить не берусь, но совсем без моэты и милоты было бы скучно.
Моя точка зрения:
Я люблю треш, я люблю эксплуатационные работы, в них всегда находится что-то интересное. К сожалению, со смертью ОВАшек (как самостоятельных произведений) подобного сейчас почти не выходит. В остальном я смотрю как новые, так и старые работы.
Итог: Судят поверхностно или шаблонно обе стороны любителей аниме. Олдфаги слишком категоричны, новички обычно неопытны, неадекватны или еще не рассматривает аниме как что-то серьезное. Воротить нос от нового или старого — выглядит глупо, особенно если ненависть доходит до неадекватной стадии, а среди аргументов одни лишь пуки в духе "смотрел в детстве, поэтому оно лучше" или "от старой рисовки воротит". Мнения у всех разные, но если в какой-либо работе есть отличный сюжет, то почему бы не закрыть глаза на устаревшую анимацию и посмотреть?
читать дальше
В российском фэндоме уже как лет десять наблюдается вечный спор по поводу того, что аниме до 2003 года зачастую лучше тех работ, которые вышли за последние 15 лет. Сторонники старого аниме убеждают, дескать раньше трава была зеленее, сюжеты лучше, а сейчас — один сплошный ширпотреб, повседневность и эччитяна. Вторые могут с пеной у рта говорить про качество "рисовки", критиковать сюжеты старых работ за чрезмерную наивность и вообще — старые тайтлы в основном жуткий и несмотрительный вырвиглаз. Этим постом я хотел разобрать некоторые известные высказывания обеих сторон, доказать неправоту и поверхностность мнений. Все высказывания взяты с различных сообществ интернета.
Высказывание №1: "Сейчас делают одни проходняки, а вот раньше годноту выпускали тоннами"
На деле — частично миф
Раньше выходило ширпотреба куда больше, чем сейчас, особенно в 80-е и первую половину 90-х. Здесь много факторов: серьезный экономический скачок в конце 70-х поставил производство аниме на конвейер, появились OVA, начались смелые эксперименты. Присутствовала относительная простота по открытию собственных студий, ибо энтузиастов и фанатов хватало, а интересные проекты нередко финансировались министерством культуры Японии. В 80-е создано множество ныне несуществующих студий, появилось огромнейшие количество закрытых сейчас печатных изданий. На видео создавали всё, что душа пожелает, будь это хардкорный хентай или совершенно трешовые боевики. То есть, как таковой ориентации на ЦА считай и не было, был полет фантазии, японские фанаты зачастую не задумывались, насколько отвратительное поделие они смотрят. Взрывы, сиськи и всякие монстры — прорисованы великолепно, это да, очень важные вещи. Замечательные эффекты и прочие побочные вещи иногда были важнее хорошего сюжета и интересных персонажей. Именно поэтому аниме на видео стало так популярно в 80-е, потому и вышло множество разного хлама. Кстати, забавно, если посмотреть послужные списки людей, работающих над какой-нибудь "Гарагой", то большинство из них ушло из аниме-бизнеса еще в 90-е годы. И так повсеместно — открыли студию, налепили десяток работ, закрылись.
Среди тонны проходных вещей находились самородки, целиком созданные энтузиастами. Того, что сейчас действительно не хватает. В наше время студии стараются четко определять ЦА, для которой создают новое аниме, количество откровенного треша и совершенно омерзительных вещей, где просто нет никаких плюсов — свелось на нет. Индустрии не хватает энтузиастов и притока новых идей, поэтому действительно впечатляющие вещи выходят в году редко. 3-4 достойных работы за год, против 6-8 под конец 80-х.
Если конкретно и коротко — ширпотреб был всегда, в 80-90-е хватало смелых и интересных идей, но плохого и проходного аниме было значительно больше, чем в наши дни. В тоже время с начала нулевых пошел сильный отток энтузиастов из индустрии, пошли ремейки и перезапуски. Но не всё так плохо, как кажется, ведь в последние годы наблюдаются интересные подвижки, а сами энтузиасты вышли на краудфандинг арену (Кикстартер) или создают короткометражки (Japan Animator Expo).
Высказывание №2: "Cюжеты и жанры были разнообразнее"
На деле — миф.
Сменяются поколения, меняются ориентиры, жанры развиваются. Раньше угорали по фантастике и мехе, сейчас угорают с айдолов, повседневности, романтики и комедий. Старые жанры никуда не пропадали, каждый год выходит хорошая фантастика или меха, всё очень даже разнообразно, и тут скорее зависит не от индустрии, а от ваших предпочтений. Если вам не нравится повседневность, моэта и комедии, если вы предпочитаете исключительно меху, боевики и жестокое аниме (при этом, чтобы были "как раньше) — это ваши проблемы, просто кто-то и сейчас находит подходящее вещи по своим любимым жанрам, а кто-то продолжает ныть, уперевшись во что-то одно. Бывает у людей включается "синдром утенка", мол, когда-то я смотрел то то, оно меня очень впечатлило, а сейчас такого не делают. Честно говоря, если начинаешь говорить таким людям, что и сейчас делают хорошие вещи в ваших любимых жанрах, то они приправляет свои высказывания совершенно дебильными аргументами вроде: "раньше была душа", "испытывал с него ностальгию, а тут не то", "дизайны не нравятся", "там трусы, значит шлак" итд. Тут я просто развожу руками.
Высказывание №3 и №4:
"Раньше качество анимации было лучше, сейчас всё делают на компе" и "Сейчас качество анимации в разы лучше, чем раньше"
На деле — отчасти миф
Старая анимация побеждают сегодняшнюю из-за отсутствия 3D-моделей и "статики". Где-то с середины 90-х на производстве аниме начали серьезно экономить, с каждым годом все чаще появляются статичные моменты. Типичный пример — лес в новом аниме бывает статичен даже когда дует легкий ветер, в старом аниме могут двигаться веточки и присутствовать прочие анимированные мелочи. Я не хочу сказать, что так везде сейчас, нет, зависит от бюджета и формата.
Счет: 1:0 в пользу старого аниме.
Сегодняшняя анимация укладывает старую только по части детализации и красочных фотореалистичных задников. Тут просто нет смысла сравнивать и что-то еще добавлять.
Использование 3D не всегда вредит, например в фантастике и боевиках — только пошло на пользу. За примерами далеко ходить не надо, сравните сражения в первом Macross и Macross Frontier. Создатели первого Макросса могли только мечтать о подобных технологиях и зрелищных сценах.
Счет 1:2 в пользу нового аниме.
Высказывание №5: "В новом аниме нет ничего оригинального, сплошные сиквелы и ремейки"
На деле — миф
Постойте-ка, но только ли с аниме? Да, в наше время присутствует некоторый кризис по части новых, идей, но это касается игр, фильмов и даже книг. Последнюю пятилетку вполне можно назвать эпохой переосмысления старых идей, эпохой ремейков, перезапусков и бесконечных сиквелов. Однако же, если представить, что сейчас на дворе 1993 год, то мы увидим, что ко всем популярным тайтлам на те годы выходят сиквелы и иногда даже перезапуски. К началу 80-х фанаты захлебывались от бесконечных Ямато, к середине 90-х наплодили разных Макроссов и Гандамов, жанр махо-сёдзе был перенасыщен аж к началу 90-х. Сменяются поколения, а ситуация такая же. Помню, как в японском журнале OUT за 1989 было мнение, где четко говорилось, что сегодняшняя анимация не торт, раньше все было лучше и скоро все скатится.
Да, 70-е и 80-е были яркими десятилетиями, но это не значит, что в 2000-е не выходят хорошие вещи, которые лет через 20 получат статус такой же классики и будут обсуждаться в каких-нибудь пабликах. Нельзя говорить про "нет ничего оригинального", если японская анимация встала на коммерческий и массовый путь лишь с начала 60-х, а как полноценная и признанная в мире форма искусства сформировалась только в 80-е. Посему, все разглагольствования про "раньше кино/аниме/игры были оригинальнее" — необъективны и имеют лишь почву в виде вкусовщины.
Высказывание №6: "В старом аниме больше жесткости, секса, расчлененки"
На деле — правда
Один из немногих недостатков сегодняшней анимации. Хентай цензурят мама не горюй, в обычном аниме могут зацензурить сигарету или замазать отрезанную руку. И совершенно не важно, что работу крутят в пол 1 ночи, таковы уж правила. Нет, расчлененка и порнуха встречается сейчас, просто реже, а для крупных работ нужно ждать Blu-Ray, на них цензуру убирают.
Высказывание №7: "В новом аниме больше СПГС, лучше проработаны сюжетные мелочи"
На деле — отчасти верно
Сюжетные мелочи, тонкости и неожиданные повороты были во многих старых работах, а вот СПГС (в массовом понимании этого термина) в основном касается аниме либо нового, либо не очень старого (после 1996 года). Тут глубокая тема для обсуждения, но если интересно, то поищите в гугле на зарубежных ресурсах, большинство перечисленных работ (с якобы наличием философии и тайного посыла) вышли в нулевые и конце 90-х.
Высказыванием №8: "Вот раньше был дизайн в аниме-фантастике, не то что сейчас!"
На деле — верно.
Если закрыть глаза на кучи лампочек, маленькие мигающие экраны и страшные супер-компьютеры, то 70-е, 80-е и 90-е — были яркими десятилетиями по части представления нашего будущего. Трудно сегодня переплюнуть труды Сида Мида, Рона Кобба и других людей, серьезно повлиявших на наше отдаленное видение будущего. Большинство сегодняшних дизайнеров фантастики не отошли от канонов, заложенных десятилетия назад. Даже появились работы, где будущее очень похоже на сегодняшние время, только с маленькими изменениями.
Высказывание №9: "Новое аниме менее наивно по сюжетам, чем старое" (нашел на Анимефоруме)
На деле — трудно сказать.
В чем подразумевается наивность? Это сегодняшние слайсы и романтика не наивные? Я не понял высказывание. Да, если рассматривать со всем пристрастием к большинству старых работ, то какие-то работы могут не выдерживать критики, особенно когда не делаешь скидку на возраст. Например, романтические отношения в старом аниме развиваются черепашьими темпами на протяжении 20-40 серий, а то и 100 серий, когда в новом аниме умещают всю любовную линию в 12 серий.
Высказывание №10: "Засилье моэты портит фэндом и аниме"
На деле - отчасти верно.
Проблема моэ в сегодняшнем фэндоме спорная. Лично мне нравится смотреть на милых няшных девочек, занимающихся милыми вещами. Я разбавляю моэтой большое количество серьезных работ и трэша, а по другому никак. Нельзя же всегда смотреть одну меху или фантастику, правда? Однако, я знаю лично нескольких людей, в упор игнорирующих хорошие и качественные работы, зато от новых слайсиков с няшками они в восторге. Можно ли это назвать деградацией? Судить не берусь, но совсем без моэты и милоты было бы скучно.
Моя точка зрения:
Я люблю треш, я люблю эксплуатационные работы, в них всегда находится что-то интересное. К сожалению, со смертью ОВАшек (как самостоятельных произведений) подобного сейчас почти не выходит. В остальном я смотрю как новые, так и старые работы.
Итог: Судят поверхностно или шаблонно обе стороны любителей аниме. Олдфаги слишком категоричны, новички обычно неопытны, неадекватны или еще не рассматривает аниме как что-то серьезное. Воротить нос от нового или старого — выглядит глупо, особенно если ненависть доходит до неадекватной стадии, а среди аргументов одни лишь пуки в духе "смотрел в детстве, поэтому оно лучше" или "от старой рисовки воротит". Мнения у всех разные, но если в какой-либо работе есть отличный сюжет, то почему бы не закрыть глаза на устаревшую анимацию и посмотреть?
Проблема моэ в сегодняшнем фэндоме спорная. Лично мне нравится смотреть на милых няшных девочек, занимающихся милыми вещами. Я разбавляю моэтой большое количество серьезных работ и трэша, а по другому никак.
Впрочем, ничего нового
Сменяются поколения, меняются ориентиры, жанры развиваются. Раньше угорали по фантастике и мехе, сейчас угорают с айдолов, повседневности, романтики и комедий.
а вот и ответ между строк притаился, такой очевидный и понятный.
В каждое десятилетие перлись со всякого. Это норма. В 60-70-е преобладали сказки и детское аниме, в 80-е меха и фантастика, в 90-е винегрет из жанров, фэнтези, потихоньку темпы набирала повседневность. С 2000 по 2005 много философских работ и с СПГС, а с 2005 ты сама знаешь.
Я и не собирался разбирать эталоны или приводить примеры, я просто разобрал шаблонные мнения,вот."